Бхагат Сингх: великий патриот и мученик
3.05.2015
Журнал «Индия Перспективы», май 2002 г.; Portalostranah.ru, 23 декабря 2014 г.
Текст статьи (** - с примечаниями от Portalostranah.ru) из официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы». Это иллюстрированное издание издается Министерством иностранных дел Индии на десяти языках. Цитата по русскому изданию, май 2002 г.:
Первая страница оригинала статьи о Бхагате Сингхе из журнала «Индия перспективы» (май, 2002 г.).
Бхагат Сингх: великий патриот и мученик
Народ Индии с глубокой благодарностью и гордостью вспоминает о великой жертве, принесенной Бхагатом Сингхом и его двумя близкими соратниками Раджгуру и Сукхдевом. Все трое были повешены британскими правителями в Центральной тюрьме Лахора 23 марта 1931 года.
Революционер Бхагат Сингх родился в 1907 году в деревне Банга округа Лиялпур (** сейчас Фаизалабад, находящийся в Пакистане). Дух патриотизма в нем воспитали его отец Кишан Сингх и братья отца Сваран Сингх и Аджит Сингх. Все они были хорошо известными борцами за свободу. (** Бхагат Сингх родился в семье сикхов. Сикхизм — религия, выросшая из индуизма, но, в частности, отвергающая деление на высшие и низшие касты. Каждый мужчина-сикх должен носить длинные волосы, скрываемые тюрбаном. Ниже в данной индийской публикации о Бхагат Сингхе говорится, что он обрезал свои длинные волосы, снял бороду. Отметим, что таким образом он как бы посвятил себя не богу, а делу борьбы за освобождение. Кстати, считается, что Бхагат Сингх в итоге стал атеистом. Фамилия Сингх, принятая в сикхской общине, — означает в переводе «лев».)
В детстве героем Бхагата Сингха был Картар Сингх Сарабха, которому было всего 19 лет, когда он был повешен в Центральной тюрьме Лахора 16 ноября 1915 года за подстрекательство к «измене» среди индийских солдат с целью свергнуть британских правителей. (** Картар Сингх Сарабха (Kartar Singh Sarabha) — один из ведущих деятелей и основателей партии «Гадар» (на урду — «Восстание»). Он в возрасте 15 лет отправился на заработки в США, да и само движение зародилось в калифорнийской организации эмигрантов «Индийские рабочие побережья Тихого Океана». «Гадар» выступала за суверенитет Индии от Британии. В течение 1915 г. участники партии «Гадар» организовали несколько грабежей в Пенджабе с целью сбора средств на революционную деятельность. 21 февраля 1915 г. эти революционеры планировали начать восстание в Пенджабе, надеясь, что Великобритания, поглощенная участием в Первой мировой войне, не сможет быстро среагировать на беспорядки в Индии. Но планы были выданы полицейским осведомителем.)
Атмосфера в Индии после Первой мировой войны была насыщена повстанческим пылом под влиянием революционного несотрудничества, инициированного Ганди-джи.
После бойкота студентами учебных заведений, принадлежащих правительству, и их решения поступать в школы и колледжи, открытые для них борцами за свободу, Бхагат Сингх поступил в Национальный колледж в Лахоре, где он учился на отлично. (** Движение несотрудничества было провозглашено Ганди как способ ненасильственной борьбы с британским правлением в Индии. Оно провозглашало следующие возможности: отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан; бойкот выборов в законодательные собрания на территории Британской Индии; бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений; отказ от одежды европейского образца; поощрение ручного ткачества и ручного прядения как базы для развития индийской экономики; отказ от уплаты налогов.)
Когда Бхагату Сингху исполнилось 17 лет, родители решили его женить, но он решительно этому воспротивился заявив, что он поклялся служить родине телом, душой и всеми средствами (** «тан, ман ор дхан се»). Он тогда был в (** городе) Канпуре.
Позднее он вступил в Республиканскую ассоциацию Хиндустана (** переименованную в Армию республики Хиндустан), в которой уже служили такие бравые видные люди, как Батукешвар Датт, Чандрашекхар Азад, Джогеш Чандра Чаттерджи и Биджой Кумар Синха. Целью этой организации было создать «федеративную республику объединенных штатов Индии путем вооруженной революции».
В 1925 голу Бхагат Сингх вернулся в Лахор (** ныне в Пакистане, центр пакистанской провинции Пенджаб), где он присоединился к другим революционерам, образовавшим партию Кирти — Кисан (** т.е. в переводе партия «рабочих и крестьян») и другую ассоциацию под названием «Ноджаван Бхарат Сабха» (** что в переводе означает «Молодежное общество Индии»).
В 1925 году перед железнодорожной станцией в Лахоре британская полиция стала избивать дубинками участников демонстрации против Комиссии Саймона, демонстрация возглавлялась Лалой Ладжпатом Раем, бывшим тогда старейшиной среди политических лидеров Пенджаба. Британский суперинтендант полиции Скотт жестоко избил Рая, что и привело к его смерти 17 ноября.
Это вызвало волну гнева по всей стране, и возмущенная революционная молодежь решила отомстить за убийство Рая. Они подготовили секретный план убить Скотта и еще нескольких англичан.
Этот план был приведен в действие Раджгуру и Бхагатом Сингхом 17 декабря, ровно через месяц после смерти Лаладжи. однако вместо Скотта был по ошибке убит принятый за него англо-индийский полицейский инспектор Сондерс.
На следующий день Ассоциация республики Хиндустан выпустила листовку с заявлением о том, что за смерть Лаладжи было отомщено.
Бхагат Сингх и его соратники ушли в подполье. Бхагат Сингх обрезал свои длинные волосы, снял бороду и отрастил тонкие усы (** что, как мы говорили выше для сикха, коим по происхождению являлся Бхагат Сингх, совершенно недопустимо. Таким образом подчеркивается, что Бхагат Сингх пожертвовал всем).
В английском костюме и фетровой шляпе Бхагат Сингх отправился из Лахора в Калькутту поездом в сопровождении бесстрашной женщины — борца за свободу Дурги Вохры. Они ехали как муж и жена, а Раджгуру прикинулся их слугой. (** в 1918 году Дурга Вохра (Durga Bhabhi) в возрасте одиннадцати лет была отдана замуж за сына брахмана и будущего революционного деятеля Бхагвати Чаран Вохру (Bhagwati Charan Vohra), которому было тогда четырнадцать лет. После смерти мужа в 1930-м году она продолжала жить в Индии, после провозглашения независимости страны основала школу. Скончалась в 1999 году, в возрасте 92 лет.)
В Калькутте Бхагат Сингх принял участие в работе сессии Индийского национального конгресса под псевдонимом Атул Гангули. Именно в Калькутте был окончательно утвержден план бросить бомбу в Центральной Ассамблее в Дели.
8 апреля 1929 года в Центральной Ассамблее должны были состояться дискуссии по репрессивному законопроекту об общественной безопасности. Бхагат Сингх и Батукешвар Датт проникли в палату Ассамблеи и сели на галерке для посетителей.
Когда председатель сессии Витхалбхай Патель собирался объявить свое постановление по поводу действительности этой драконовской законодательной меры, два революционера бросили бомбу в палату. Взрывом ее никого не убило, однако поднялось много шума, и дымом охватило весь зал.
Интересно отметить, что в нынешней нижней палате парламента в Дели и сейчас еще можно увидеть гладкую гранитную колонну, носящую следы этого взрыва. Конечно, эта колонна была потом отремонтирована.
Бросив бомбу, революционеры воскликнули «Инкилаб Зиндабад» (** «Да здравствует революция!»). Они также бросили вниз несколько листовок. Оба были тут же арестованы.
Спустя некоторое время над ними состоялся суд в Делийской тюрьме. Они вынесли все смело и с достоинством, и отказались от защиты, поскольку они не ожидали беспристрастного правосудия от британского суда.
После заслушивания свидетельских показаний их дело было передано в вышестоящий суд, где они опять отказались от защиты. 6 июня 1929 года они, однако, выпустили заявление с объяснением, что бомба в палате Ассамблеи была брошена ими в знак «протеста от имени тех, кто не имел никаких других средств, чтобы выразить свое бедственное положение». Их единственной целью, согласно этому заявлению, было «заставить глухих услышать и сделать предупреждение тем, кто не хочет ничего замечать».
Бхагат Сингх (слева) в Центральной тюрьме Лахора - Central Jail в 1928 году.
12 июня 1929 года суд приговорил их (** по делу о взрыве в Центральной Ассамблее) к пожизненному заключению в каторжной тюрьме. Бхагата Сингха посадили в тюрьму Миянвали (** недалеко от Лахора, ныне Пакистан), и 15 июля 1929 года он объявил голодовку, продолжавшуюся 82 дня.
Ни Бхагат Сингх и ни Датт не согласились ни на какое специальное кормление в рамках голодовки, и таким образом настояли на принятии закона о лучшем обращении со всеми политическими заключенными.
Слушание (** по другому делу — а именно) дела о Лахорском заговоре, в котором главным обвинением было убийство Сондерса, началось 10 июля 1929 года.
Главные обвиняемые Бхагат Сингх и Раджгуру отказались участвовать в этом разбирательстве, процесс проходил в Центральной тюрьме Лахора.
Бхагат Сингх также решительно отверг предложение своего отца выдвинуть вымышленное алиби и заявить суду, что Бхагата в день убийства Сондерса в Лахоре не было.
Специальный трибунал вынес Бхагату Сингху, Раджгуру и Сукхдеву смертный приговор.
Читайте также:
Журнал «Индия Перспективы», октябрь 1997 г.; portalostranah.ru, 23 декабря 2014 г.
Они ожидали его исполнения ощущая себя людьми, исполнивших свой долг во имя святого дела борьбы за свободу страны. Весь народ был крайне взволнован, и было подано множество прошений о помиловании. Чтобы предотвратить спонтанную вспышку народного гнева, охваченные паникой иностранные правители тайно повесили этих троих революционеров 23 марта 1931 года. Они были приготовлены к смерти вечером после того, как все другие заключенные в тюрьме были закрыты. Трое героев смело пошли на виселицу, выкрикивая лозунги. Им вторили другие узники тюрьмы, подхватившие их клич. После такой позорной казни власти под покровом ночи кремировали трупы повешенных на берегу реки Сатледж возле Ферозпура (** Фирозпур, в провинции Пенджаб, ныне Пакистан). Их прах был брошен в воды реки.
Бхагат Сингх был самым замечательным революционером нашей страны.
Бхагат Сингх на индийской почтовой марке, выпуска 19 октября 1968 года.
Его подвиг стал символом решимости индийцев освободить себя от рабства.
Джавахарлал Неру сказал: «Его поразительная храбрость и самопожертвование являются источником вдохновения для молодежи Индии. Они (** он и его товарищи) погибли, чтобы Индия могла жить.»
На месте их кремации установлены статуи этих трех мучеников, которые вечно напоминают об их огромном мужестве.
По случаю 50-летия со дня принятия Бхагатом Сингхом мученичества в его родных местах в Кхаткар Калане в округе Джаландхар (** ныне в индийском штате Пенджаб) правительство Пенджаба установило его статую в бронзе. Матери его Видье Вати было присвоено почетное звание «Пенджаб Мата» (** т.е. «Мать Пенджаба»). Когда она умерла в июне 1975 года, ее хоронили с государственными почестями.
Бхагат Сингх на индийской монете в 5 рупий, специальный выпуск 2007 года.
Интересно отметить, что в то время как Бхагат Сингх и его соратники вели суровую борьбу, в которой на карту была поставлена сама их жизнь, это не мешало им между собой обмениваться шутками, они часто танцевали и пели такие патриотические песни, как «Мера ранг де басанти чола, ни мае» (** «О мать! Покрась мою рубаху красками весны»). Их вдохновляли страстные стихи Рама Прашада Бисмила — «Сарфароши ки таманна аб хамаре дил ме хэ. Декхна хэ зор китна базу-е-катил ме хэ» (** «Мы горим желанием сложить свои головы и посмотреть, сколько силы есть в руке палача»).
На иллюстрации из оригинала статьи в «Индия перспективы» представлены фотографии Бхагата Сингха
и повешенных вместе с ним его соратников - Раджгуру и Сукхдева. Журнал снабдил эти фотографии
следующими подписями: Бхагат Сингх – парнишка-сикх; Раджгуру – соратник Бхагата в жизни и смерти;
Сукхдев – он тоже был повешен вместе с Бхагатом.
Сага о борьбе и жертвах Бхагата Сингха продолжает вдохновлять индийцев на то, чтобы они поднялись выше узких и сектантских соображений и высоко несли флаг национальной чести. Пусть же долго живет память об этих мучениках!», — отмечалось в публикации из официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы».
Б. М. Малхотра, «Индия Перспективы», май 2002 г.
portalostranah.ru, 23 декабря 2014 г.
Дополнительные фото и информация:
Газета The Tribune, Лахор, 25 марта 1931 г.
Статуи Бхагата Сингха, Раджгуру и Сухдева на индо-пакистанской границе, около Hussainiwala.
Место, где кремировали Сингха в Hussainiwala на берегу реки Сатледж, во время раздела страны
стало пакистанской территорией. 17 января 1961 оно было передано Индии в обмен на 12 деревень около
Sulemanki Headworks. На месте кремации в 1968 году был основан Национальный Мемориал Мучеников -
Сингха, Раджгуру и Сухдева. Во время Индо-Пакистанской войны 1971 года мемориал был поврежден,
а статуи мучеников удалены и убраны пакистанской армией. Они так и не были возвращены,
но мемориал был все же восстановлен в 1973 году.
Бхагат Сингх на индийской монете в 100 рупий, специальный выпуск также 2007 года.
Премьер-министр Индии Нарендра Моуди у Национального Мемориала Мучеников, 23.03.2015.
Oxy (Оксана Борц) для siddharth.ru